Профилактические интерактивные программы, реализуемые подростками под патронатом профессиональных психологов

ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»

675027, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, д. 21.

Тел.: 8 (4162) 394 501. Факс: 8 (4162) 394 525. Е-mail: master@amursu.ru www.amursu.ru

Руководитель — Плутенко Андрей Долиевич, ректор, доктор технических наук, профессор.

Профилактическая программа: «Терпеливо к тяготам, мудро — к делам! Fer patienter onus, fac sapienter opus!»


Цель программы — сохранение психического здоровья подростков 15-17 лет, обучающихся в лицее при Амурском государственном университете, и старшеклассников средней школы с.Чигири, через систему профилактических интерактивных тренингов, направленных на социализацию, развитие личности, повышение самооценки и сопротивляемости негативным явлениям, расширение коммуникативной сферы, изменение в оценке рискованных форм поведения.

В рамках программы «Терпеливо к тяготам, мудро — к делам! Fer patienter onus, fac sapienter opus!» была разработана система «каскадного» обучения, предусматривающая подготовку студентов факультета социальных наук по специальности «Психология» в сфере охраны психического здоровья, которые в дальнейшем с использованием техники анализа записи видеотренингов под патронатом преподавателей будут самостоятельно осуществлять профилактическую деятельность среди подростков.

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д.208.

Тел.: 8 (772) 570 273. Факс: 8 (772) 571 172. E-mail: adsu@adygnet.ru

www.adygnet.ru

Руководитель – Хунагов Рашид Думаличевич, ректор, доктор социологических наук, профессор.

Профилактическая программа: «Компас внутри меня»

Программа направлена на формирование психологической устойчивости подростков к аддикциям, сохранение и укрепление их психического здоровья через систему интерактивных тренингов с использованием технологии «равный обучает равного». Программа была реализована в четыре этапа. На первом этапе были разработаны методические материалы и дидактические пособия (в том числе, рабочая тетрадь для подростков). Второй этап включал специальную подготовку студентов Адыгейского государственного университета, обучающихся по направлению 44.02.02 «Психолого-педагогическое образование» (специальность «Психология и социальная педагогика»), а также школьных психологов и социальных работников пилотных школ (МОУ СОШ № 2, 3,10) г. Майкопа по работе в сфере охраны психического здоровья подростков. На третьем этапе студентами – наставниками проводились тренинги с подростками, учащимися 8-х классов, под патронатом специалистов Адыгейского государственного университета и при участии психологов школ.

В ходе реализации этой работы у подростков формируется способность к самоанализу, умению понять и принять свои индивидуальные физические, личностные и духовные особенности, а также особенности своих сверстников, овладеть способами противостояния вовлечению в зависимые аддиктивные отношения, разрушающие физическое и психическое здоровье и, наконец, дать адекватную самооценку своим поступкам и поступкам других. Подростки приобретают новые личностные, субъективно-лидерские и коммуникативные компетенции, необходимые для ведения профилактической работы со своими сверстниками. На четвертом этапе подростки, прошедшие через обучение по программе «Компас внутри нас», проводят самостоятельные интерактивные тренинги со своими сверстниками под патронатом студентов-наставников и психологов общеобразовательных учреждений. В результате этой деятельности создаются инновационные эффективные системные подходы к решению проблемы по сохранению психического здоровья подростков, которые могут быть рекомендованы к использованию в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»

127055, г. Москва, ул. Тихвинская, д. 39, стр. 25.

Тел./Факс: 8 (499) 973 55 86, 8 (905) 702 95 63. Е-mail: moocv@bk.ru

www.moocv.ru

Руководитель — Синягина Наталья Юрьевна, президент, доктор психологических наук, профессор.

Профилактическая программа: «Спасти от пропасти» (программа профилактики суицидального риска)

Цель программы — профилактика суицидального риска у подростков, учащихся 8-10 классов. В рамках программы решаются задачи по профилактике психоэмоциональной дезадаптации подростков; повышению их социальной активности и мотивации к безопасному поведению, здоровому образу жизни; формированию навыков по осуществлению выбора в трудных жизненных ситуациях. Профилактическая программа была реализована с применением «каскадного» метода обучения: психологи обучают подростков-тренеров-волонтеров, которые, в свою очередь, проводят самостоятельные интерактивные тренинги со своими сверстниками под патронатом специалистов. Структура тренинга включала в себя следующие блоки: информационный блок, упражнения, направленные на формирование благоприятного психологического климата в группе; блок психо-гимнастических упражнений; упражнения на развитие коммуникативных навыков; упражнения, формирующие навыки по работе в команде; блок упражнений, направленных на выявление индивидуальных особенностей каждого участника; блок по развитию лидерских качеств с использованием потенциала команды; блок по профилактике конфликтов и конструктивного их разрешения; блок упражнений, направленных на развитие навыков уверенного поведения; блок по профилактике рискованных форм поведения; блок, направленный на обучение навыкам тренерской работы в сфере профилактики суицидов. Участники тренингов были обеспечены комплектом учебно-методических материалов, включающих рабочую тетрадь «Дневник волонтера» по каждому тематическому блоку. Программа позволила обратить внимание на остроту проблемы подростковых суицидов в России и создать благоприятные условия для снижения уровня суицидального риска в подростковой среде.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа город Салават Республики Башкортостан

453264, Республика Башкортостан, г. Салават, б-р Космонавтов, д. 23.

Тел./Факс: 8 (3476) 32 75 01. Е-mail: sh7mail.ru@mail.ru

www.school7-salavat.ru

Руководитель организации-Урванцева Ольга Александровна, директор, учитель физики.

Профилактическая программа: «Формула моего успеха»

Программа разработана специалистами средней общеобразовательной школы №7 городского округа Салават Республики Башкортостан с целью создания эмоционально-позитивной и общественно полезной модели поведения подростков в социуме. В подростковом возрасте особенно остро испытывается дефицит в общении, общественном признании, что ведет к росту негативной самооценки и влияет в дальнейшем на личностное самоопределение. Чтобы избежать этих последствий и помочь подросткам на пути к принятию себя, был создан проект «Формула моего успеха». С помощью «каскадного» метода обучения психологи обучали подростков, которые, в свою очередь, проводили самостоятельные тренинги со сверстниками под патронатом специалистов социально-психологической службы школы. Авторы проекта ставили своей целью добиться повышения коммуникативных навыков подростков, сформировать у них социально-активную жизненную позицию и адекватную самооценку, удовлетворить потребность подростков в общественном признании, так необходимом им в период взросления. Реализация программы помогла наладить адекватные межличностные взаимоотношения у подростков, повысить их коммуникабельность, формировать уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, что способствовало улучшению их психического здоровья в целом.

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4, корп.1.

Тел./Факс: 8 (499)181 24 62. Е-mail: rector@mgpu.ru

www.mgpu.ru

Руководитель — Реморенко Игорь Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент.

Профилактическая программа: «Формирование социально-уверенного поведения у подростков»

Программа подготовки подростков-волонтеров «Формирование социально-уверенного поведения у подростков» разработана экспертами Московского городского педагогического университета и ориентирована на развитие у подростков способности отстаивать свою позицию и противостоять негативным социальным явлениям, привитие им установок и норм толерантного поведения, расширение коммуникативной сферы, а также формирование гражданской позиции. Конкурентным преимуществом представленной психопрофилактической программы, по мнению авторов, является то, что обучение подрастающего поколения навыкам социально-уверенного поведения, позволяющим успешно функционировать в изменяющемся мире, решается не только взрослыми, но и силами самих подростков с позиции “равный обучает равного”. Являясь социально-психологической технологией, построенной в рамках тренинговой парадигмы, программа включила в себя: интерактивные игровые упражнения, ролевое разыгрывание, визуализацию, моделирование ситуаций и групповые дискуссии. Наиболее значимым результатом проекта является формирование у подростков психологической устойчивости к негативным явлениям и связанным с ними рискам, развитие личностных и социальных навыков, формирование установок и норм толерантного поведения, а также здорового образа жизни в подростковой среде.