«Форум-театр: шаг навстречу» организует Красноярская региональная общественная организация «ИНТЕРРА». В 2019 году проект прошел при поддержке Союза охраны психического здоровья в рамках конкурса «Здоровое поколение».

В декабрьской мастерской приняли участие 13 педагогов из Красноярска, Ачинска, Томска. В 2019 году проект «Форум-театр: шаг навстречу» состоял из двух фаз: визиты с постановками форум-театра в школы Красноярска и образовательная мастерская по обучению технологии форум-театра.

Семинар был сфокусирован на форум-театре, как одном из инструментов по работе с темой травли в школе, и на том, как с помощью него можно откровенно говорить с подростками об опыте буллинга, замечать нездоровый климат в классе, искать решения конфликтных ситуаций, формировать модели поведения.

С педагогами работала тренер в области гражданского образования, член Ассоциации российских тренеров «АРТа» Ольга Скобина. Первые два дня стали для педагогов погружением в тему буллинга, знакомством с возможными способами обращения к теме и разговора с подростками, разбор метода и апробация форум-театра на себе. Третий день проходил в формате педагоги + школьники. Перед учителями стояла задача поставить форум-театр на тему буллинга с группами подростков. Для погружения в тему участники использовали разработанный методический сет «Форум-театр: шаг навстречу». В итоге учителя и школьники подготовили четыре сценки о разных формах проявления травли в классе, которая может возникнуть, если в коллективе есть ученик, чем-то отличающийся от других. И неважно чем: отметками, любимой музыкой, физическим состоянием… Один из выводов: травля — это болезнь класса, а не вина жертвы. И работать с проблемой нужно всем вместе и комплексно, а не просто пытаясь пристыдить агрессоров. При этом роль и позиция классного руководителя невероятно важна.

Настя Мокрушина, автор и координатор проекта:

«Подростки живо включались в постановки. Интересный формат, творческая атмосфера, актуальные истории, принцип взаимодействия «равный – равному» помогли школьникам открыться, активно заменять участников постановки, тем самым предлагая свои варианты решения конфликта, делиться рассказами из своей жизни… Это показатель того, что нам удалось настроить ребят на диалог со взрослыми. А сделать это крайне сложно, подростки сами признаются, что во взрослых они не видят поддержку, не верят, что они могут помочь в трудной ситуации.

Благодаря методическому набору с карточками, который я разработала специально для проекта, получилось качественно подготовить педагогов к работе с подростками. Разбирая ситуации из набора, каждый из педагогов начал вспоминать случаи из прошлого, когда они сами были свидетелями травли, но тогда они не воспринимали их как притеснение или насилие. Эти воспоминания сидят очень глубоко. Вытащив их наружу, учителя смогли глубже и точнее настроиться на работу с подростками».

Отзывы педагогов об участии в мастерской:

«Каждый этап оставил после себя уйму открытий и переосмыслений. В первую очередь, умение слушать других и прислушиваться, умение взаимодействовать, принимать командные решения и вообще договариваться. Очень быстро включаться в работу с незнакомыми людьми, включаться в процесс. Восприятие людей в целом, проблемы стереотипизации были глубоко затронуты и переосмыслены. Если же говорить о самой методике форум-театра, то это отличный инструмент для работы в будущем. Методику нам передали в полном объеме, она была рассмотрена с разных сторон, полностью понята и принята. Я готова работать с полученным продуктом.

Овладела интересным инструментом, который может значительно способствовать расширению социального опыта учащихся, формированию у них коммуникативной и в том числе конфликтной компетентности, развитию эмпатии, т.е. способности понимать другого и сопереживать ему».

Результаты мастерской

Полученный опыт педагоги собираются использовать не только в работе с классами в своих школах, но также в реабилитационном центре, на родительских собраниях, педсовете, в центрах семьи, детских домах и с подростками, стоящими на разных видах учет.

Был разработан методический сет «Форум-театр: шаг навстречу», который распространяется по школам участников проекта, а также готовится электронная версия, доступная для педагогов, заинтересованных в инструменте по работе с темой травли в классе.