Муниципальная профилактическая программа «Душевные ресурсы», поддержанная грантом Союза охраны психического здоровья, набирает темп. Очередной методический четверг выдался тёплым и солнечным, что несказанно обрадовало всех: и школьных педагогов-психологов, и специалистов Центра «Содружество» , которые организовали и провели городское выездное мероприятие «Мастерская для педагогов-психологов» с целью освоения участниками мероприятия новых технологий работы с педагогами «группы риска А», а также для профилактики эмоционального выгорания педагогов-психологов общеобразовательных учреждений города Чебоксары.

Началась мастерская с «Групповой коуч-сессии», которую провела Ольга Николаевна Емельянова, медицинский психолог ООРЗ БУ «Президентский перинатальный центр» Минздрава Чувашии. Под её руководством разделившиеся на рабочие группы педагоги-психологи побывали сразу в двух ролях: и коуча, и педагога, обратившегося за помощью к специалисту. Итогом встречи стали групповые «дорожные карты» с определением целей, задач и планов предстоящих профилактических мероприятий на территории своих школ в виде так называемого «Веера возможностей». После обеда педагоги-психологи отправились в лес на мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания «Прогулка с психологом». Точнее, прогулка оказалась квестом с педагогами-психологами центра «Содружество», где была возможность актуализировать свое «Детское Я» и отработать основные разрушающие и подавленные эмоции.

 

Во второй методический четверг Татьяна Николаевна Удина, директор Центра «Содружество», провела мастер-класс на тему: «Групповая психотерапевтическая сессия» для двух подгрупп педагогов-психологов. Под её руководством разделившиеся на рабочие мини-группы педагоги-психологи почувствовали на себе и освоили два формата работы с педагогами:

— Арт-терапевтический тест (картина-триптих) для анализа текущего психологического климата в педколлективе в целом или в группе риска;

— Символдраматическое упражнение «Смена ландшафта» для освобождения от негативных переживаний и для ресурсного наполнения выгоревших или профдеформированных педагогов.

По итогам обсуждения мастер-класса специалисты решили, что работа с педагогами в формате «групповая психотерапевтическая сессия» может стать важным фактором повышения их психологической устойчивости к рабочим стрессам

 

Татьяна Николаевна Удина выступила на совещании директоров школ с сообщением на тему: «О результатах массового скрининг-обследования педагогов школ города Чебоксары». Она обратила особое внимание руководителей на то, что из большинства педагогов с признаками эмоционального выгорания указывают на изменения в их состоянии по шкале «Деперсонализация» (группа риска по этой шкале — 654 человека или 98% от всех попавших в группу риска «А»), когда возникает деформация отношения к коллегам; цинизм, равнодушие, негативизм, усталость от общения, снижается способность воспринимать важные различия между людьми. Также 448 человек  или 67% от всех попавших в группу риска «А» указывают на  основной симптом профессионального выгорания «Эмоциональное истощение», когда у человека возникает нарушение эмоционального состояния, смена отношения к профессиональной деятельности в негативную сторону, сниженный эмоциональный фон, эмоциональная перегрузка, пресыщение. И еще одна подгруппа опрошенных отнесена к группе риска по шкале «Профессиональная успешность» — это 194 человека или 29% от всех из группы риска «А». Эти педагоги низко оценивают собственные достижения и перспективы в профессии, имеют негативное отношение к своим обязанностям, задачам и возможностям.

 

Заместители директора школ, ответственные за реализацию программы «Душевные ресурсы» в своем общеобразовательном учреждении, собрались в школе № 59 на семинар-совещание «В фокусе внимания – профессиональное здоровье педагогов и психологически безопасная образовательная среда». Татьяна Николаевна Удина рассказала собравшимся о профессиональном здоровье педагогов как условии устойчивого развития образовательного учреждения, о результатах массового скрининг обследования педагогов в сентябре 2019 года, о реализации общегородских профилактических мероприятий для педагогов и мероприятий по разработке долгосрочных профилактических школьных проектов. Приглашенный гость – главный психиатр Минздрава Чувашии, главный врач БУ «Республиканский наркологический диспансер» Минздрава Чувашии Елена Валерьевна Калинина – выступила с докладом «Влияние психического здоровья взрослого (педагога) на формирование личности ребенка». О реализации мероприятий по созданию психологически безопасной образовательной среды завучам рассказала социальный педагог, заместитель директора центра «Содружество» Елена Ивановна Захарова.

 

В рамках третьего методического четверга Татьяна Николаевна Удина выступила на тему: «Плейбэк-театр в программе «Душевные ресурсы», затем из присутствующих школьных педагогов-психологов была сформирована команда волонтеров, которые далее будут участвовать в мероприятиях центра для педагогов групп риска «А и Б» в качестве актеров плейбэк-театра.

Под руководством наставника и мастера актерского мастерства Болдырева Алексея Валериевича, Заслуженного работника культуры Чувашской Республики, члена Союза театральных деятелей Российской Федерации, доцента Кафедры актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств, педагоги-психологи с большим интересом и творческим зарядом осваивали особую технологию психологической помощи в формате «Тематический плейбэк- театр»! Это очень захватывает и даёт несомненный эффект при анализе какой-либо эмоционально сложной для человека ситуации…